Примечания:
1. Авраменко А. М. Тамань на историко-географических картах края // От Тмутаракани до Тамани. Сборник русского исторического общества. 2002. № 4 (152). С 290.
2. В этом контексте крайне иллюстративна история крепости Анапа, которая на рубеже XVIII и XIX веков несколько раз переходила из рук в руки в ходе русско-турецких войн. 1791 год: «По приказу Гудовича анапские укрепления были взорваны и срыты, рвы и колодцы засыпаны и город предан огню»; 1807 год: «Анапа была занята без серьезного сопротивления и кровопролития. Медные пушки были вывезены, а все остальное имущество, а также каменные стены крепости и батареи были уничтожены и взорваны. Кроме того, все здания города и дома жителей были сожжены»; 1812 год: «Сдавая крепость туркам, Бухгольц разрушил все основные ее укрепления и вывез все лучшие орудия». См.: Новичихина (Зажигина) Л. Ю. Крепость Анапа в эпоху русско-турецких войн // Очерки истории Анапы. Анапа: Анапский археологический музей, 2000. С. 118–140.
3. «В 7 гробницах среди закладных камней находились более ранние известняковые надгробия с рельефными изображениями… сцен загробного пира… боспорских всадников, батальных сцен… сидящей в кресле женщины, а также надгробия с надписями… В остальных случаях заклад чаще всего состоял из известняковых плит… иногда архитектурных деталей более ранних монументальных построек» (Ворошилова О. М. О склепах Фанагории I–Vвв. н. э. // Материалы по археологии и истории Фанагории. 2018. Выпуск 4. С. 61.).
4. Сологуб В. Как выглядела Анапа после войны, и какими стали те же уголки сегодня. Сайт газеты «Анапское Черноморье».
Ссылка.5. Сорокина Я. Я. Архитектура античных государств северного Причерноморья // Всеобщая история архитектуры. Т. II. Архитектура античного мира (Греция и Рим). М.: Стройиздат, 1973; Алексеева Е. М. Античный город Горгиппия. М.: Институт археологии РАН, Эдиториал УРСС, 1997.
6. Boeri S. Eclectic Atlases.
Ссылка.
7. Boeri S. Eclectic Atlases.
8. Автор настоящего текста опирается также на собственный опыт построения эклектического атласа по модифицированному методу Боэри. Это был атлас Москвы, посвященный двадцатилетию мэрства Ю. М. Лужкова. См.: Project Russia. 2012. № 62. С. 91.
9. Исследовательская выставка Сергея Куликова и Николая Смирнова «Таманский декамерон». Фонд искусства «Голубицкое».
Ссылка.10. Культурное наследие России. Краснодарский край. Анапа. Викигид.
Ссылка; Культурное наследие России. Краснодарский край. Темрюкский район. Викигид.
Ссылка. 11. Топоров В. Н. Хаос // Мифы народов мира. Т. 2. М.: БРЭ, 1997. С. 581–582. «В раннюю эпоху Черное море воспринималось как часть Океана, и соответственно Боспором назывался не просто пролив между двумя морями, а пролив, ведущий в Океан. Вполне возможно, что в период освоения Черного моря название "Боспор" оказалось перенесено на Керченский пролив в тот момент, когда греки уже знали о замкнутом характере Черного моря, но полагали, что начинающееся за проливом Азовское море соединяется с Океаном» (Иванчик А. И. Античная литературная традиция // Азиатский Боспор в античных текстах. Античное наследие Кубани. Т .1. Часть IV. М.: Наука, 2010. С. 321).
12. «Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий. // Там страна и город мужей коммерийских. Всегдашний // Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце // Не освещает лучами людей, населяющих край тот, // Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо, // Или спускается с неба, к земле направляясь обратно. // Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает». (Гомер. Одиссея. Песнь XI. Перевод В. В. Вересаева). «Появление названия "Боспор Киммерийский" связано с инфернальными ассоциациями с Черным морем и Керченским проливом, которые существовали у первых греческих колонистов, попавших на эти территории: согласно их представлениям, здесь размещался вход в гомеровский Аид, расположенный на берегу Океана. Именно по этой причине они дали второму Боспору название Киммерийского, которое должно его отличать от давно известного Фракийского» (Иванчик А. И. Античная литературная традиция. С. 324–325).
13. Уникальные геологические объекты Северо-Западного Кавказа. Краснодар: КубГУ, 2012. С. 21. «Активность этих вулканов характеризуется не только выбросами жидкой грязи, но и выходами горячего пара и газов; рядом с ними расположены серные источники, что несомненно должно было восприниматься греками как признак близости входа в Аид» (Иванчик А. И. Античная литературная традиция. С. 322).
14. Завойкин А. А. Святилище Деметры и Коры на Фонталовском полуострове: природная среда и сакральная топография // Боспорское царство: актуальные проблемы истории, археологии, культуры. М., 2006. С. 61–76.
15. Лосев А. Ф. Персефона // Мифы народов мира. Т. 2. М.: БРЭ, 1997. С. 305–306.
16. Тамань // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Журнал Печорина. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1969. С. 242.
17. Кубашичева З. Ю. Формирование этнической карты Северо-Западного Кавказа (конец XVIII — начало 20-х гг. XX века): дисс. канд. ист. наук, 07.00.02. Майкоп, 2009. С. 89.
18. Чехов А. П. На большой дороге. Интернет-библиотека Алексея Комаров.
Ссылка.
19. Сахаров А. Д. Конвергенция, мирное сосуществование. Архив А. Д. Сахарова.
Ссылка.
20. Оленин А. Н. Письмо к графу Ал. Ив. Мусину-Пушкину. О камне Тмутараканском, найденном на острове Тамани в 1792-м году. СПб., 1806.
21. Захаров В. А. Заметки о тмутараканском камне // От Тмутаракани до Тамани. Сборник русского исторического общества. 2002. №4 (152). С. 165.
22. История культуры Древней Руси. Домонгольский период. Т. 1: Материальная культура. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 295; Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI — начало ХХ вв.). Историко-этнографический очерк. М.:
Издательство Московского университета, 1974. С. 124.
23. Апсайклинг (
англ. upcycling) — вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности.
24. Кузнецов В. Д. Античное Причерноморье. Фанагория. Культурно-исторический журнал «Наше наследие».
Ссылка.
25. Гангур Н. А. Материальная культура кубанского казачества. Ч. 1. Краснодар, 2009. С. 62.
26. Гангур Н. А. Материальная культура кубанского казачества. Ч. 1. С. 64.
27. Как правило, инопланетные 3D-дома по форме напоминают иглу, круглый в плане дом-купол. В этой связи интересно, что казаки называли квадратные в плане хаты круглыми: «Анапа того времени была более похожа на большую станицу: по обеим сторонам широких прямых улиц (планировка сохранилась до наших дней) стояли одноэтажные дома, "круглые", как назывались они, так как в плане представляли собой квадрат. Строились дома из местного камня, кирпича, турлука, крыши покрывались черепицей или камышом — те, что победнее». Информационный сайт «Анапа-сити».
Ссылка).
28. См. также: Береговина Н. П. Казачья церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Таманской Краснодарского края. Историко-архитектурные аспекты изучения // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 1. C. 108–110. Мринский Н. История Тамани. Портал «Проза.ру».
Ссылка.
29. См.: Кононенко Е. И. Архитектура мечети как объект интерпретации. Вестник СПбГУ. Искусствоведение.
Ссылка.
30. Наглядные примеры такого рода реконструкции см.: Савостина Е. А. Об архитектурных фрагментах из Горгиппии. Портал «Храмы и святилища античного Боспора».
Ссылка.
31. Савостина Е. А. Об архитектурных фрагментах из Горгиппии.
32. От
лат. simulare — изображать, воспроизводить.
33. Жеребятьев Д. И., Жуковский М. О., Малышев А. А., Торопов И. С. Воссоздание виртуальной 4D-реконструкции антропогенного ландшафта полуострова Абрау // Шестая кубанская археологическая конференция. Краснодар: Экоинвест, 2013. С. 122–123.
34. Жеребятьев Д. И., Малышев А. А., Моор В. В. Горгиппия в эпоху архаики: методы и технологии 3D-реконструкции древнего города-крепости // Историческая информатика.
Ссылка.
35. Жеребятьев Д. И., Малышев А. А., Моор В. В. Горгиппия в эпоху архаики.
36. Жеребятьев, Малышев, Моор.
37. Vourvopoulos A., Liarokapis F., Petridis P. Brain-Controlled Serious Games for Cultural Heritage.
Ссылка.
38. Vourvopoulos A., Liarokapis F., Petridis P. Brain-Controlled Serious Games for Cultural Heritage.
39. Vourvopoulos , Liarokapis, Petridis.
40. Платон и симулякр // Делёз Ж. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998. С. 225–240.
41. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Постум, 2015.
42. Баклыков Л. И. История курорта Анапа. Краснодар: Советская Кубань, 2002. С. 5–6.
43. Молла Н. Д. Рождение курорта Анапа // Очерки истории Анапы. Анапа: Анапский археологический музей, 2000. С. 160.
44. Баклыков Л. И. История курорта Анапа. С. 28.
45. Самойлов А. В. Санатории и дома отдыха. М.: Изд. Академии архитектуры, 1948.
46. Баклыков Л. И. История курорта Анапа. С. 54.
47. «Трудно ужиться действительно больному человеку со здоровым и жизнерадостным, почему необходимо строго отделять курорты, преследующие лечебные цели и дающие телесный и духовный отдых, и, наоборот, преследующие кратковременный отдых, или куда уже отправляется публика после лечения. На первых курортах должна быть строго нормированная вся жизнь: она должна раньше начинаться и раньше заканчиваться, во всяком случае, не позже одиннадцати часов; удовольствия на лечебном курорте должны ограничиваться гуляниями в парках и над морем, музыкой, библиотекой и редкими любительскими спектаклями и вовсе недопустимы здесь балы, азартные игры в карты и лото, катанья с проводниками и проч., продажа крепких напитков» («Доклад о состоянии курортов Анапа и Семигорье», 1914 год). Цит. по: Молла Н. Д. Рождение курорта Анапа. С. 173.
48. Баклыков Л. И. История курорта Анапа. С. 55.
49. «Курортный отдых не рассматривался как отдых в традиционном понимании. Элементы привычного досуга (поездки в город, отлучение из санатория, игра в карты, употребление крепких напитков, частые посещения родных) были под запретом, поскольку "поездка в город легко может закончиться свиданием с друзьями в трактире, посещение родных — посеять в душе больного ряд семейных и домашних забот, волнующих его и т. д., а все это дурно отзывается на боеспособности организма и потому сурово изгоняется из санатория"» (Кузнецова Л. А. Дискуссии о форме и содержании советского курортного отдыха // Вестник Пермского университета. Пермь: ПГНИУ, 2018. Выпуск 4 (43). С. 100).
50. «Очень важно на курорте занять внимание больного чем-нибудь таким, что может быть для него приятным и полезным и заставит позабыть свою болезнь. Для этой цели могли бы служить занятия садоводством или огородничеством» (Кашкадамов В. П. Курорты-сады // Курортное дело. 1923. № 2. С. 120).
51. Кузнецова Л. А. Дискуссии о форме и содержании советского курортного отдыха. С. 102.
52. Кузнецова. С. 100.
53. Самойлов А. В. Санатории и дома отдыха. М.: Изд. Академии архитектуры, 1948.
54. «Наиболее активным актором в дискуссиях о форме и содержании курортного отдыха стала центральная власть, которая постаралась создать образ курорта как райского места, куда попадают достойнейшие люди. Курорт в этом случае представлял собой идеальное пространство» (Кузнецова Л. А. Дискуссии о форме и содержании советского курортного отдыха. С. 103).
55. Романтичный «Парус» Анапы // Travel Notes. Курорт Анапа. 2016. №3 (24). С. 34–35.
56. Русское издание: «Уроки Лас Вегаса: забытый символизм архитектурной формы». М.: Strelka Press, 2015.
57. Venturi R., Brown D. S., Izenour S. Learning from Las Vegas: the forgotten symbolism of architectural form. Cambridge, Massachusetts, London, England: The MIT Press, 1977. P. 87. Перевод автора.
58. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.
59. Баклыков Л. И. История курорта Анапа. С. 202–206.
60. Мусорное пространство // Колхас Р. Мусорное пространство. М.: ООО «Арт Гид», 2015. С. 80.
61. Virilio P. Bunker. Archaeology. New York: Princeton Architectural Press, 1994. P. 11.
62. Новичихина (Зажигина) Л. Ю. Очерки истории Анапы. C. 118.
63. Бусева-Давыдова И. Л., Крашенинникова Н. Л. Города-крепости // Петербург и другие новые российские города XVIII — первой воловины XIX веков. М.: Стройиздат, 1995. С. 276.
64. После захвата Анапы вдоль побережья с севера на юг была сооружена Черноморская береговая линия.
65. 1 верста — 1,06 км.
66. Палисад — деревянный частокол по периметру рва; равелин — треугольное укрепление с открытым тылом, расположенное между бастионами.
67. «Геродот пишет… что климат здесь очень суровый, в течение восьми месяцев в году стоят сильные холода, причем море и Киммерийский Боспор замерзают. Для иллюстрации этого положения он говорит, что скифы по льду отправляются в землю синдов и переправляются туда на повозках» (Иванчик А. И. Античная литературная традиция. С. 326).
68. Бурлешин М. В 1944 году военные строители за 150 дней построили мост в Крым. Интернет-портал «Российской газеты».
Ссылка.
69. Кириченко Е. Секретный проект К2. Кто и зачем построил мост в Крым еще в 1944 году. Журнал «Родина».
Ссылка.