Здесь мы подходим к основному вопросу. Прежде мы описывали множественные отзеркаливающие друг друга пространственные системы знания и мифы, существующие в Приморье и часто транслируемые сюда в виде ориентализмов и экзотизмов, приходящие в виде колонизации. Но когда заговорит само пространство? Когда возникнет отпочкование, разлом между материнским, ориенталистским образом и самоназванием, обозначив рождение голоса пространства, идентичности? Или такой голос уже раздается, но что тогда им считать? Чжурчженей и мифические золотые ворота их империи? Дерсу Узала? А может, опыт Дальневосточной Республики — ДВР — буферного государства между СССР и Японией в 1920-е годы? Или это реклама шоколада «Аленка» с китайскими иероглифами и культовые китайские кафе, «китайки»? Или поголовная автомобилизация местного населения, автомобильный бизнес и популярный здесь отдых «из машины» с кальяном и «закрутками» — местным фастфудом, ориентированным именно на автомобилистов? Или сериал «Спец» о криминальном автомобильном бизнесе, снятый со своими друзьями уссурийским режиссером и писателем Виталием Демочкой, в прошлом главой местной ОПГ?
Сейчас все более очевидно, что ответ состоит в диверсификации и переписывании больших исторических нарративов, акцент на креольные, гибридные формы как на равноценные имперским дискурсам, на конкретные детали и модели жизни, формирующейся «на месте», на ее мифологию и способы дискурсивного ускользания. То есть сдвиг в первую очередь методологический и исследовательский, и совершать его, кажется, должны именно художники. Кем был в большей степени Маттео Риччи, известный иезуит: католическим священником «с миссией» или китайским чиновником? Его портреты демонстрируют явную гибридность, а значит, рождение новой формы. Точно так же, как образ несторианской стелы, стоящей на буддийской черепахе. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что метагеографический анализ сам по себе уже не справляется с обилием гниющих и гибридных смыслов и географических образов в пространстве языка. Требуется новый арсенал, некая спекулятивная география, художественная «возгонка» метагеографии, которая будет осуществлять деколониальные жесты или, пользуясь формулировкой Николя Буррио, под влиянием глобализирующей стандартизации создавать и акцентировать «архипелаг из локальных реакций». Образы расположились на единой онтологической поверхности с людьми, животными и другими индивидами. Граница между субъектом и объектом снята. Пирамиды империи чжурчженей, колонизационное краеведение, художники-робинзоны и Агарта одинаково актуальны в современном тотально спекулятивном мире. Анимистские и оккультные учения не менее влиятельны, чем «рациональные» нарративы. Вещи ожили, смыслы схлопнулись. В картах Тартарии не меньше смысла, чем в каталогизации и топографической съемке эпохи Просвещения. География должна отмыть себя от многовекового обслуживания колонизации и власти с их единым языком. В деколониальных целях она должна вернуться в то время, когда была тотально спекулятивной и делала обобщения, переводы и трансляции смыслов подобно Семену Ремезову или Афанасию Кирхеру, тем более что, как показывает случай сэра Джона Барроу, в основе новой «рациональной» географии также лежала спекулятивная идеология. Сегодня география впитала в себя время, разместив его нарративы в различных пространствах. И главным ресурсом актуальных спекуляций является именно это локализованное, опространствленное время. Художник становится путешественником по временам и пространствам, спекулятивным исследователем, который каждый раз пересобирает нарративы, исходя из локальной ситуации и глобальной современности, создавая ситуацию актуального настоящего и тем самым пробивая пору в будущее. Нынешнее Приморье для подобных исследований видится очень благодатной почвой.
Редактор: Александр Извеков
Корректор: Александра Демченко