Здесь надо бы упомянуть, что раньше в интервью Алиса говорила, что ей неинтересно следовать стандартной схеме — художник приехал в резиденцию, поизучал местный контекст, сделал об этом выставку. Ей интересно поизучать, а потом сделать об этом выставку в другом месте, на следующей остановке, перенести увиденное дальше. Но в этот раз все поменялось, и выясняется, что дело в этих самых людях, у которых горят глаза и которым важно, что их изобразят — с головой античного мальчика на демонстрационном экране или с картой Таманского залива и макетом утонувшего корабля. И тут опять надо бы вернуться к разговору о системе арт-резиденций и как она работает. Сегодня существует много разных форматов, но самый распространенный все-таки такой: резиденция создается, чтобы взаимодействовать с территорией, стать частью местного сообщества или сформировать его вокруг себя, завязать дружеские отношения с другими культурными организациями региона, особенно если они сами не поддерживают связей друг с другом. Всё это по-настоящему хорошие цели, но именно сейчас, пока пишется этот текст, в российском арт-сообществе разворачивается острая дискуссия, где подобные цели культурных институций подвергаются критике, в первую очередь, потому что художник и его работа в этой системе может восприниматься не как ценность, а как средство промоушена этих самых институций, как способ завоевать лояльность местного сообщества, да и сами местные — тоже не цель, а средство завоевать и освоить территорию. От этих вопросов никуда не денешься, они сейчас горят, и они обращены ко всем организациям, администрирующим культуру, особенно культуру регионов. Однако вряд ли и эта проблема имеет решение: ты хочешь поддержать соседний археологический музей, потому что люди, которые там работают, энтузиасты, умнички и тебе нравятся? Или ты тем самым заявляешь права на территорию? И кому это всё надо объяснять и доказать? В такой ситуации, действительно, самым безопасным было бы сделать не сайт-специфик проект, а унести весь накопленный материал в следующую галерею-резиденцию-страну. Тем более, что Алиса Йоффе — первый резидент «Голубицкого», и вся ответственность, как ни крути, падает на неё. Её решение на самом деле — то же, что и в разговоре о том, что никакого срока не хватит, чтобы по-настоящему понять пресловутый местный контекст. Если проблема неустранима — нужно именно на ней фокусировать внимание и своей работой поговорить о роли художника в резиденции: «он будет участвовать в политике институции, если даже этого не осознаёт своего участия, а мне хотелось бы это осознавать», «я могу не просто крутиться в этой рулетке, но её подкручивать». В этот момент художник-инструмент превращается в художника-деятеля, который решает, что ему нравятся эти археологи, экскурсоводы, научные сотрудники, эти музеи, раскопы и городища, и проект будет не только про геополитическое положение Таманского полуострова, но и про то, что черно-белые картины на выставке — это способ задать культурные маршруты, контактировать с организациями, с людьми, с местом, проявить, как на негативе, эти связи, сделать видимой свою роль и сделать что-то для этого места.