Важнейшее условие для резидента Голубицкого – это работа с местным контекстом. Проект за проектом фонд словно бы собирает собственную базу данных о месте. Однако место оказывается не только предметом изучения или поводом для высказывания, но шире – общей рамкой для процесса. Поэтому одной из функций амфитриона становится фасилитация встречи с местом.
Чаще всего организованная встреча с местом опосредована существующими источниками, иначе говоря, она происходит через знакомство с описаниями места, которые есть не что иное, как собрания текстов, созданных в определённой традиции, ограниченных языком. Пока доминирующей (но, безусловно, не единственной!) является археологическая перспектива, а из всех доступных временных слоёв наибольшей популярностью пользуется Античность.
Невозможно претендовать на то, чтобы в двух словах очертить значимость концепта Античности, обозначим несколько опасных, или ограничивающих, моментов, из тех, что в нём скрываются:
- Некритическое обращение к Античности повышает градус европоцентричности[12], что вряд ли может быть оправдано, учитывая этническое разнообразие территории как в историческом срезе, так и в наши дни.
- Античность была привезена сюда как готовое платье, как срезанные цветы, которым было суждено какое-то время стоять в вазе, но не расти и размножаться. Специалисты, которые изучают и описывают этот период, чаще всего приезжают из крупных научных центров, но не живут здесь, а их научной задачей, в основном, является выстроить общую историческую картинку, в которой данные с Тамани будут лишь элементами. Важно сказать, пусть это и будет значительным обобщением, что так неместные люди рассказывают чужую историю. Возможно ли здесь выстроить баланс между «быть частью большой культуры» и «это не имеет к нам отношения».
- Намерение российской центральной власти в XVIII веке обрести собственную Античность до сих пор сказывается на способе её существования: её «заказчик» был из центра, сама она и живёт в центре, место археологической находки оказывается транзитной зоной, артефакты «перегружаются на рейде»
- Тот факт, что самые значимые находки по сей день получают в качестве «порта приписки» столичные музеи, ярко демонстрирует имперскую логику действия больших музеев в России сегодня, которые не отказываются получать от регионов дань в виде культурных ценностей и артефактов, а возвращаются в них, не неся иного знания, кроме «знания» о собственном культурном превосходстве.
Сказанное выше поднимает вопрос об уместности чрезмерно дистанцированного внешнего взгляда в качестве основы для художественного высказывания. Кажется, что было бы интересно искать пути более непосредственного взаимодействия с местом, возможно, через применение антропологических, феноменологических или даже журналистских (в смысле способов выстраивания прямой коммуникации) подходов. Кроме того, важным представляется очертить, кто такие местные жители сегодня, обладают ли они экспертным знанием о месте, если да, то в чем оно состоит? Многие из сегодняшних жителей Тамани переехали сюда совсем недавно, – чем они руководствуются в своей миграционной логике? Строят ли они дома вдали от дома или принимают правила игры, продиктованные местом? В какую парадигму мобильности вписываются завсегдатаи местных курортов? А случайные туристы?
Многих из тех, кто приезжает на Тамань жить, привлекает местный климат, пейзажи. Чрезвычайная живописность месторасположения фонда «Голубицкое» тоже очень привлекательна. Однако в одноместной резиденции такая живописность довольно опасно сочетается с изолированностью. Для резидента кажется удачным сочетание периодов концентрированной работы вдали от всех, даже от коллег, с моментами активной социальной включенности, которая обеспечивается иной – проектной, экскурсионной – деятельностью фонда.
Сам фонд искусств и арт-резиденция как его подразделение – международно прозрачная и безусловно эффективная модель работы. В то же время, будучи привнесенной из внешнего – и эмоционально очень далёкого – мира, она рискует превратиться в утопию, не найдя экономического якоря, необходимого для процветания апойкии. В текущей ситуации культурная инициатива не реализуется в чистом поле, но напрямую связывается с работающими и укорененными в месте процессами: виноградарством и виноделием.
Однако в экономической действительности виноделие – это не наследие античной культуры, а производство. Товарное и культурное производство существуют в разных парадигмах эффективности, и сохранение и развитие базового, экономически оправданного производства всегда будет приоритетом. Многолетний опыт сотрудничества с заводами в рамках программы Арт-резиденций Уральской биеннале позволил сделать вывод, что главная сложность в выстраивании продуктивных взаимоотношений – принципиально разное отношение ко времени. Для производства важны регулярность, четко отмеренная длительность каждого процесса, этапность, цикличность и, в конечном итоге, предсказуемость. Длительность этапов художественного производства мы можем предположить лишь условно, художественный процесс отличается временной эластичностью, которая со стороны может вызывать серьезное раздражение. Индустриальное производство (опустим некоторые исторически известные исключения) не способно на ускорение. Соблюдая ритм, оно уменьшает погрешность. Художественный процесс проявляет чудовищно высокую толерантность к риску, браку и даже к провалу: их ждут, но не предсказывают и редко предусматривают. Ведь ни один человек в здравом уме и твердой памяти не сможет заявить, что какая-то идея заболела пробковой болезнью, в то время как некоторые эксперты говорят о том, что каждая десятая бутылка вина с классической пробкой страдает этим недугом. Конечно, заранее никто не знает, какая именно.
Возможным рецептом для синхронизации могла бы стать адаптация импортированной модели либо выстраивание многочисленных мостиков между двумя процессами и двумя производствами через промежуточные среды. Такими могут быть маркетинг или туризм. Наиболее простыми механизмами здесь могут быть, например, создание концепта сувенирной линейки для магазина винодельни через дизайнерскую/арт-директорскую обработку «базы данных», которую собирают резиденты; интеграция с меню ресторана хотя бы на уровне пометки «рекомендовано художниками». Отдельно можно говорить о создании нарративных экскурсионных маршрутов по виноградникам, которые не были бы связаны с инсталляцией физических объектов, но основывались бы на «мифах и легендах», собранных/придуманных художниками. Противоположной альтернативой является создание условий для кратковременного размещения гостей через продюсирование арт-объектов, которые оснащены инфраструктурой проживания.
В то же самое время принципиально важно отделять проекты «буферной зоны» от собственно художественного процесса или процесса, происходящего в резиденции, поскольку эти проекты должны представлять из себя своего рода ассамбляж: сочетание нового и предсказуемого результата. Основным конвертируемым результатом работы буферной зоны является усложнение и расширение опыта зрителя, который абсолютно вписывается в существующие конвенции, пусть и превосходит ожидания.
Если же вернуться одновременно к художественному процессу и к важнейшей составляющей опыта гостеприимства, к дару, то нужно сказать, что результат художественного процесса лежит в поле дара. Именно поэтому он непредсказуем, он непредставим, возможно, его нет вовсе. Дар, возникающий между гостем и амфитрионом, взращённый по воле третьего – места. Этот дар – взаимность гостя и амфитриона, санкционированная местом. Возможно, этот дар есть не что иное, как любовь. Хотя бы потому, что так говорится:
«Любить – это давать то, чего не имеешь»
[13].