Место, приятное для жизни между двух морей, с хорошим климатом, разнообразными ресурсами. Люди оценили его достоинства миллионы лет назад.
Древнейшая не только в России, но и в Западной Азии, за пределами Кавказа, стоянка человека, Кермек расположена на полуострове со стороны Азовского моря в Ахтанизовском сельском поселении в районе посёлка За Родину. Её возраст — примерно 2,1–1,8 млн. лет. Исследователи считают, что люди, оставившие следы своей орудийной деятельности и быта на высоком морском берегу, относились к олдувайской культуре, впервые открытой в Африканской Танзании. Их назвали Homo habilis (Человек умелый).
Каменный век длился почти два миллиона лет, пока люди не научились добывать медь. С началом использования меди в мир приходит эпоха бронзы. На рубеже IV–III тыс. до н. э. настоящей жемчужиной этих мест становится майкопская культура. Мастера изготавливают великолепных золотых бычков и котлы из листовой бронзы. У этой культуры были все шансы стать цивилизацией по типу тех, что расцвели в Передней Азии. Но этого не произошло.
С середины III тыс. до н. э. развивается жизнь в степи: народ движется на север в степь в поисках новых пастбищ.
С наступлением раннего железного века (IX–VII вв. до н. э.), когда в Древней Греции появился дорический ордер, шли спартано-аргосские войны, Гесиод писал поэмы, а Эзоп — басни, по Таманскому полуострову перемещались кочевники — киммерийцы, скифы. Другие варвары — меоты (так Древние Греки называли коренное население Прикубанья) — вели более оседлый образ жизни. Кто были эти люди, сейчас с определённостью сказать сложно. О них есть отрывочные сведения у греческих историков и ассирийских летописцев, которым приходилось описывать торговые путешествия купцов или сражения своих военачальников. В это тревожное время киммерийцы нередко становились военной проблемой для многих племён.
Чуть позднее, уже в VI веке до нашей эры греки основали на Таманском полуострове города-колонии — Фанагорию (южная окраина поселка Сенной), Гермонассу (современная Тамань), Кепы (северная окраина поселка Сенной) и Патрей (поселок Гаркуша). Колонисты вступали в торговые и бытовые отношения с местными, и постепенно появилось государство Синдика, о котором известно не так много, но у него определённо существовали прочные торговые связи с Грецией, и эта связь влияла на культуру и быт синдов, которые некоторым образом связывали себя кровными узами с меотами. Но эта история, в общем, остается запутанной.
К концу IV века до н. э. Синдика стала частью Боспорского царства со столицей в Пантикапее (ныне Керчи), в котором жили греки, сарматы и местные народы. Царство ослабело к тому времени, но продолжало вести междоусобные войны, и в I веке до н. э. попало в зависимость от Римской империи, лишившись права чеканить золотые монеты. Потом были набеги готов (II в. нашей эры) с запада и нашествие вышедших из Азии кочевых гуннов (IV в. н. э.). Фактически потерявшее свои города (гунны превратили их в руины) Боспорское царство обратилось за помощью к Византии и подчинилось ей в обмен на защиту. Гунны предпочитали с Византией не связываться, а гуннский князь Грод даже принял крещение и начал собирать дань с соплеменников в пользу Византии и бороться с язычниками. Вспыхнувшее в связи с этим предательством гуннское восстание было разгромлено византийским императором Юстинианом: гунны были изгнаны с полуострова, Боспорское царство — отстроено заново.
Но мир был недолгим. К середине VI в. н. э. от границ Китая до Причерноморья сформировалась новая империя — Тюркский каганат. Первое время две империи — Византийская и Тюркская — выступали союзниками против Ирана и даже организовали северную ветку Великого шёлкового пути в обход него для благоприятной торговли, но вскоре что-то пошло не так, и тюрки под предводительством Турксанфа напали на Боспор и разграбили его, уведя многих в рабство. Но и тюрки недолго наслаждались победой. В их ряды входили булгары, которые под предводительством хана Кубрата (кстати, проведшего юность в императорском дворце в Константинополе и воспитанного на византийский лад) при участии ряда оседлых племен Причерноморья основали свое государство Великую Булгарию и столицу утвердили в Фанагории (ныне поселок Сенной). Они завладели несметными богатствами своих предшественников, но умер Кубрат, опять начались междоусобицы наследников, и Великая Булгария развалилась на части.
Окончательно добили булгар Хазары, которые к середине VII века стали мощным раннефеодальным государством. В VII–VIII веках Хазарский каганат прочно занимал Таманский полуостров и вовсе не имел соперников в Северном Причерноморье. Главным городом каганата на Таманском полуострове стала Таматарха (бывшая греческая Гермонасса). Хазария, просуществовавшая недолго, интересна нам своим религиозным устройством. Среди подданных государства были язычники, христиане и мусульмане, но в конце VIII века государственной религией Хазарии стал иудаизм. Однако, в некоторых регионах продолжали исповедовать христианство – например, на Таманском полуострове. Так, известны упоминания о епископии Таматархи, относящиеся к VIII веку, а также о хазарской миссии Кирилла и Мефодия в IX веке, путь которых пролегал через Тамань.
В IX веке Хазарский каганат начали трепать печенеги, а добил их в 969 году Великий князь Святослав Игоревич Храбрый (Сын Игоря Старого и княгини Ольги) в союзе с печенегами и гузами. Таманский полуостров отошёл к Киевской Руси и стал Тмутараканским княжеством, а Таматарха стала Тмутараканью.
Тмутаракань в русской культуре имя нарицательное. И это не случайно. Судьба этого княжества в средние века была связана с бесконечными распрями потомков Святослава Игоревича. Кроме того, Тмутаракань стала местом традиционной ссылки князей, потерявших престол. Последнее упоминание Тмутаракани в древнерусских летописях относится к 1094 году. В «Слове о полку Игореве» можно найти упоминание Тмутаракани как «земли незнаемой». Согласно тексту литературного памятника, князь Игорь, отправляясь в поход, хотел «поискати града Тьмутороканя».
В 1792 году адмиралом А. В. Пустошкиным и премьер-майором Х. Розенбергом (по другой версии, А. А. Головатовым) в процессе перемещения казачьего войска был найден т.н. Тмутарканский камень. Вся история, связанная с обстоятельствами находки и перемещения объекта, окутана массой легенд. Но в целом сводится к тому, что это древнейший памятник русской эпиграфики, если он действительно подлинный. Конец спорам послужили микроскопические исследования эрозии мрамора д.и.н. Б. В. Сапуновым — исследования микротрещин на местах высеченного текста помогли подтвердить древнее происхождение памятника. Надпись на камне свидетельствует о том, что тмутараканский князь Глеб Святославич в 1068 году измерил расстояние между центральными храмами Тмутаракани и Корчева (современная Керчь) и оно составило 14 тысяч маховых сажень (24 км). С середины XIX века оригинал хранится в Государственном Эрмитаже.