меню

Выставка «Степь прячет себя»

Выставка «Степь прячет себя», подготовленная куратором и археологом Варварой Бусовой, продолжает работу Фонда по изучению и интерпретации культурных слоев Тамани. В фокусе проекта — жившие на полуострове кочевые племена, современные образы номадизма, идеи дома, пути и свободы.

По словам Варвары Бусовой, «таманские равнины — подходящий ландшафт для кочевников. Открытые пространства полуострова, продуваемые и неприкаянные, следуют золотому правилу степи — прячут в себе свое содержимое (артефакты, курганы, поселения, храмы и дороги — любые материальные свидетельства). Тысячелетиями гуляющий между равнинами и низменностями ветер — помощник скрытных степей и метафора свободы. Свободно кочующие по степи народы — номады — абсолютный синоним непривязанности, независимости и презрения к оседлой встроенности в систему. Два уклада противопоставлены друг другу: кочевой образ жизни и связанные с ними культура и быт всегда одновременно пугали и завораживали жителей "цивилизованных" городов. Противопоставляя отраженные в объектах и медиа оседлый и кочевой миры, мы через ряд внутренних вопросов стараемся предугадать будущее кочевого сообщества. Выставка представляет собой четыре главы, и каждая из них — это вопрос, который задает себе воображаемый герой. На все вопросы существует два ответа — от каждого из миров».

Участники выставки: Марина Алексеева, Евгений Антуфьев, Мария Арендт, Владимир Архипов, художественный кооператив «Бусинки», Ирина Затуловская, лёха г., Михаил Максимов, Андрей Поповский, Андрей Хлобыстин, Нестор Энгельке.
О кураторе
Варвара Бусова (род. 1990, Ленинград) — археолог, куратор междисциплинарных проектов, реставратор по коже. Занимается археологией с 13 лет, реконструировала конские головные уборы древних кочевников Алтая по материалам Государственного Эрмитажа, изучает скифские курганы и погребения эпохи хунну в Туве, стоянку древних металлургов на границе с Монголией. Окончила кафедру археологии Санкт-Петербургского государственного университета, в настоящее время пишет диссертацию в Институте истории материальной культуры РАН. Участник международных археологических и музейных конференций в Пекине, Оксфорде, Барселоне, Париже, Вильнюсе. Призер Школы молодых археологов стран СНГ. Совмещает научную деятельность с кураторской, используя археологический материал как отправную точку для художественной рефлексии. Создала проект экспозиции Музея природы и человека в Аркаиме (2017). Работала над выставками «Музей материальной культуры» (Высотка на Котельнической набережной, Москва, 2018), «Либо мир переполнен мусором, либо нашими воспоминаниями» (Фонд искусства «Голубицкое», станица Голубицкая, 2021). Победитель Ежегодной практической программы для молодых кураторов (Музей Дренте, Ассен, Нидерланды, 2019).
О художниках
Марина Алексеева (род. 1959, Ленинград) — художница. Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленным училищем им. В. И. Мухиной. Член «Деревни художников». C 1999 года издает художественный журнал «Сельская жизнь». Работает в формате «искусство в коробках»: собирает интерьеры общественных зданий и частных жилищ в специальных ящичках. Участвует в коллективных и персональных выставочных проектах. Лауреат премии им. Сергея Курёхина в номинации «Искусство в общественном пространстве» (2011), фестиваля «Мультивидение» в номинации «Видеоарт» (совместно с Борисом Казаковым; 2012), театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучший художник» (2018) и оперной премии CASTA DIVA в номинации «Мировая премьера» (2018).

Марина Алексеева
Евгений Антуфьев (род. 1986, Кызыл, Республика Тыва) — выпускник Института проблем современного искусства (Москва). Принимал участие во множестве международных выставок, в том числе в Ostalgia (Новый музей, Нью-Йорк, 2011), Европейской биеннале «Манифеста 11» (Цюрих, 2016), 1-й Триеннале современного российского искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва 2017), Metamorphosis. Art in Europe Now (Фонд современного искусства Cartier, Париж, 2019). Работы находятся в собраниях галереи Тейт Модерн (Лондон), Центра Помпиду (Париж), Коллекции Марамотти (Реджо-Эмилия, Италия), Музея современного искусства M HKA (Антверпен). Дважды лауреат Премии Кандинского (номинация «Молодой художник», 2009; номинация «Проект года», 2019).

Евгений Антуфьев
Мария Арендт (род. Москва, 1968) — художница. Известна своими работами с вышивкой на тканях, исследованием возможностей этого медиума в репрезентации архитектуры. В 2021 году приняла участие в резиденции Фонда искусства «Голубицкое», начав с исследования глины как основного строительного материала разных эпох, ее темпоральности и бесконечного круговорота этого материала в разных цивилизациях. Работы находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева (Москва), а также в зарубежных музеях и частных собраниях.

Мария Арендт
Владимир Архипов (род. Рязань, 1961) — получил высшее техническое образование, работал инженером в авиационной промышленности. С 1987 года брал частные уроки рисования, конструирования, скульптуры. С конца 1994-го ищет и показывает чужие самодельные вещи, преодолевая модернистскую парадигму «Я — художник» и утверждая ценность новой: «Он — художник». Создает базу данных утилитарных самодельных вещей мира, архив аудио- и видеоинтервью. В настоящее время работает над концепцией Музея самодельной вещи (The Museum of other things), готовит к изданию книгу Home made World. Участник выставок «Имя вещи» (галерея «Роза Азора», Москва, 2016), 1-й Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2017), «Чаща» (курорт «Пирогово», Московская область, 2020), «Предметы гордости и стыда» (Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2021) и др.

Владимир Архипов
Художественный кооператив «Бусинки» (основан весной 2020 года Юлей Шафаростовой, Ирой Афанасьевой и Катрин Коваленок) — занимается инсталляцией, графикой, объектами, развивая, продвигая и сакрализируя бытовые и «не_важные» темы. Участницы 2-й Железногорской биеннале (Железногорск, Курская область, 2020), выставки «Либо мир переполнен мусором, либо нашими воспоминаниями» (Фонд искусства «Голубицкое», станица Голубицкая, 2021), выставки-аукциона MOST (Центр современного искусства «Типография», Краснодар, 2021; внесен в реестр иноагентов). Победители конкурса «Цифровые сны» (Cultural Creative Agency Qatar-Russia, 2020).

ХК «Бусинки»
Ирина Затуловская (род. Москва, 1954) — художница, выпускница Московского полиграфического института. Участница более 100 групповых и более 50 персональных выставок (в том числе в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, 2003; Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва, 2014, 2022; Государственной Третьяковской галерее, Москва, 2016). Работы находятся в музеях России и Европы, а также в частных собрания. Лауреат независимой премии «Мастер» (2004).

Ирина Затуловская
лёха г. (род. Владивосток, 1983) — художник, музыкант, поделочник, работающий под творческим псевдонимом. С помощью юмора старается критически высказываться о болевых точках современности и бессознательного поведения человека. Принимал участие в проектах «Край бунтарей» (Центр современного искусства «Заря», Владивосток; Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург; Московский музей современного искусства, 2015–2017), «Трагедия в углу» (Музей Москвы; пространство «Колизей», Ижевск; Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов, 2018–2019), а также во 2-й Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020). Художник-резидент Центра современного искусства «Заря» (Владивосток, 2018) и Мастерских и арт-резиденции Музея «Гараж» (Москва, 2019).

лёха г.
Михаил Максимов (род. Москва, 1974,) — медиахудожник. Исследует возможности картирования потенциальных реальностей. При помощи программных технологий и видеоигр создает сценарии, в которых воплощаются идеологические и философские теории, — так он тестирует возможные миры. Победитель фестиваля ультракороткого фильма ESF (2012), Международного Канского видеофестиваля в номинации Best Russian Short (2015), лауреат приза «Золотая Тайга» кинофестиваля «Дух огня» (2018). Работы находятся в Государственном центре современного искусства (Москва), Мультимедиа Арт Музее (Москва) и в частных собраниях.

Михаил Максимов
Андрей Поповский (род. Астрахань, 1980) — саунд-артист. Экспериментирует со звуками электрической и акустической гитар и скрипки; работает с полевыми записями, миниатюрными динамиками, поверхностями и найденными объектами; создает концептуальные произведения для камерных ансамблей, сотрудничает с российскими и зарубежными импровизаторами. Куратор Галереи Экспериментального Звука ГЭЗ-21 (2007–2015), «Практического курса экспериментальной музыки» (2015–2016), проекта «33 Звука: азбука петербургского эксперимента» (Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 2019), учредитель и организатор нескольких фестивалей и форумов экспериментальной музыки в Санкт-Петербурге.

Андрей Поповский
Андрей Хлобыстин (род. 1961, Ленинград) — художник. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. С 1986 года сотрудничал с творческими группами и объединениями — среди них клуб НЧ/ВЧ, Клуб друзей Маяковского», Музей творческих содружеств, Новая Академия Изящных Искусств (ученый секретарь), Товарищество «Свободная Культура» и др. Принимал участие в более чем 200 выставках по всему миру. Лауреат Премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» (2019). Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Художественного музея Зиммерли (Университет Ратгерс, Нью-Брансуик, США) и других отечественных и зарубежных публичных и частных коллекциях.

Андрей Хлобыстин
Нестор Энгельке (род. Ленинград, 1983) — художник. Создает произведения в авторской технике топорной деревописи. Окончил архитектурный факультет Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Руководитель архитектурного бюро «Вудман и партнеры. Член Общества вольных лесорубов.

Нестор Энгельке
Другие новости