Как описать Шанхай? Шанхай сложно объять как целое. Едва ли хватит и нескольких лет, проведенных в мегаполисе, чтобы с этим справиться. Шанхай огромный и разный. Я попробую по-своему. Помните, раньше в домах стояли советские трельяжи — такие трехстворчатые шкафы с зеркалами? В детстве я зажимала голову между двумя подвижными зеркалами и смотрела на фракталы из себя, бесконечно отображенной в зеркальной призме. Шанхай — это гигантских размеров трельяж современной бабушки с расставленной внутри косметикой. Здания — глянцевые черные туши, здания — золотые помады, здания — прозрачные флаконы духов, здания —мерцающие палетки теней. У каждого свои колпачки, свои бренды. Чтобы легче ориентироваться и не потеряться, важно запомнить, примерно у какого флакона ты живешь — колпачки видны отовсюду на многие километры. В центре косметического ансамбля самые яркие представители — одиночки, на периферии начинаются жилые кварталы — гардены, и створки зеркал, которые их множат. Гарден — это обнесенный забором жилой комплекс с одной одинаково и многократно размноженной высоткой. Кроме зданий множатся одинаковые клумбы и красные флаги.
Четыре дня и три ночи я пробыла в Шанхае. Каждую ночь в новом отеле, но в том же районе, потому что каждый раз думала, что уеду на следующий день в Цзиньси. Шанхай выкачивал энергию, но никак не отпускал.
Первый день
Мы провели его с Cho, с которой я уехала в Шанхай. Cho предложила пойти в Rockbund Art Museum — бывшее здание Royal Asiatic Society 1930-х годов в стиле ар-деко. В 2007 году Дэвид Чипперфилд сделал проект реновации интерьеров. Сейчас в музее проходит выставка молодых номинантов Hugo Boss Asia Art Award. Всего четыреноминанта: Hao Jingban, Eisa Jocson, Thào-Nguyên Phan, Hsu Che-Yu. Каждому отдано по этажу. Абсолютно у всех в экспозиции присутствует видеоарт.
После музея мы пошли на обед. По пути мы с Cho одновременно встали спина к спине в стойку фотографа с телефоном. Мрачный отель Broadway Mansions — ар-деко 1930-х, попал ко мне в телефон, а бывшая церковь конца XIX века — к Cho. Cho искренне удивилась, как может нравиться такая тоталитарная архитектура, а я бы в жизни не стала фоткать эту пряничную отреставрированную церковь. В кафе я выбрала лапшу с креветками, а Cho —желтый суп с лапшой и крабами, я бы такой не выбрала. Когда еду принесли, Cho сказала, что ей солоно и слишком рыбный вкус. Я тоже была не в восторге от своего блюда. Во имя гармонии мы поменялись, и все встало на свои места. Потом мы пошли на набережную Вайтань, где еще немного пообщались и разошлись. Закинула рюкзак в отель с номером с видом на чужой кондиционер и просто пошла гулять по городу. Вернулась на набережную.
Фотографировать в красотах мегаполиса было некому, я обратилась за помощью к местным специалистам. У них развернута на Вайтане целая передвижная фотолаборатория. Мужчина быстро фотографирует тебя со вспышкой, показывая, как надо поставить ногу или положить руку. Файлы попадают к девушке с фотошопом. Она быстро редактирует фото и тут же его достает, уже распечатанное, из нижнего ящика. Потом накладывает бумагу на ламинированную дощечку изображением вниз, прихватывает скотчем и кладет в «печь». Пара минут, и твой фотопортрет испекся. Любопытно и быстро проходит редактирование изображения. Передо мной женщине изменили силуэт, стерев складки на спине, сгладив морщины на лице, парню замазали прыщи, мне тоже. Делается это быстро, девушка-редактор никого ни о чем не спрашивает, а никто и не возражает.
Второй день
С утра Shanghai Museum. Все национальные музеи в Китае бесплатные. В Shanghai Museum представлено культурное наследие страны: бронза, керамика, скульптура, каллиграфия, мебель, монеты, печати, народный костюм. В залах с каллиграфией над хрупкими свитками установлены датчики движения, чтобы свет над ними загорался только по необходимости. Ты заходишь в полутемный зал, и постепенно из сумерек возникает соловей или, например, цветок сливы. Мне бы хотелось почитать, как мог бы Уайльд описать прекрасные залы с керамикой. Мерцающие огненные драконы, парящие над морской пеной. Рыбы, ныряющие в темно-синюю бездну. Золотые лотосы, спящие в бирюзе. В общем, вы поняли.
Далее музей Power Station of Art. Собралась с духом и нырнула в шанхайское метро. Это нестрашно. Навигация и процесс покупки билетов с английским переводом, разобраться легко. Но все ускоряет приложение MetroMan — это банк карт всех метрополитенов Китая. Проверка вещей в сканере, как и в Москве. Так вот, по пути в PSA я заметила на бумажной карте, что еду по ветке, где стоит что-то грандиозное — красная перевернутая пирамида Shanghai Art Museum, ну как не выйти раньше времени? Это считается национальным музеем современного искусства. Представьте, что есть белый зал с произведениями, занимающий примерно 100 квадратных метров. А теперь этот зал стали накачивать насосом и раздувать до гигантских размеров. И музей накачался в форме перевернутой пирамиды с застрявшим внутри искусством. Если людям в Китае не хватает воздуха, то картинам в Shanghai Art Museum его вдоволь. Сам музей занимает центр большой территории, обнесенной километрами заборов. Вход через КПП, потом другие километры направляющих ограждений. Далее ты идешь по площади, и пирамида уже грозно над тобой нависает. Едешь по эскалатору, потом еще и еще. Расстояния настолько большие, что даже на самокате будет долго, что говорить о пешеходе. Когда ты добираешься до залов, уже не хочется никакого искусства. Вообще. Хочется удрать поскорее. Быстро посмотрела несколько залов с живописью 1970-х годов и стала выбираться оттуда. Если зайти куда-то в Китае легко, так как тебя все время в этом коридоре направляют полицейские, то выйти не так просто. Ориентироваться нужно по надписям Exit, которые то пропадают, то возникают вновь. Я не выходила оттуда, а уносила ноги. Пара станций метро, и я в Power Station of Art. PSA — это первый государственный музей современного искусства, открытый в 2012 году. Большой, очень большой. Открыты были только две выставки: произведения из коллекции PSA и выставка современных парфюмеров. На первой выставке обратила внимание, что китайские художники любят большие работы, длиной или высотой на весь зал. Как еще заполнять эти просторы? Вторая выставка мне понравилась больше, хоть она и про дизайн. Как можно показать выставку авторских духов? Придумать специальные красивые приспособления для нюханья (есть такое слово?). Выдвижные веера, прозрачные колбы с шарами, запахи в темноте, запахи под матовыми стеклянными колпаками. Ароматы описывать не возьмусь.
Номер в этот раз был с видом на Шанхай.
Третий день
Jing'an Temple — один из старейших буддийских храмов. Служба. И вот на что я обратила внимание. Если православные песнопения уносят тебя в трансцендентные дали, то буддийские как будто встряхивают и будят. Вспомнились слова Пятигорского: «Он потому и Будда, потому что будит». Jing'an давно окружили современные здания. Вид сюрреалистический — летящие крыши древних пагод тонут в небоскребах и рекламных билбордах, первые этажи домов отданы под ювелирные салоны и кафе.
Над Longhua Temple стоит чад. От сжигаемых благовоний разболелась голова. На территорию попала через кафе, его хозяин показал мне дорогу. На выходе оказалось, что вход был платный и в другом месте.
Chi K11 Art Museum — на нижнем этаже торгового центра. Все выставки были закрыты.
Yuz Museum. Далеко не в центре и просто далеко. Здесь смена экспозиции, работает только кафе. Рядом набережная реки Хуанпу. Этот день запомнится моим личным рекордом — 15 км пешком без остановки. В целом за день — 24 км. Все 15 км до центра города набережная не прерывается и не теряет своего благоустройства. Каждые 150–200 метров бродят полицейские. Как будто очень внимательно меня оглядывают. Может быть, они передают от поста к посту информацию, что-то вроде «Внимание-внимание! Замечена одна странная иностранка. Она уже давно идет и никак не остановится».
Уснула в отеле быстро.
Четвертый день
How Art Museum. Очень далеко от центра, в новом бизнес-квартале. Большой (неужели?) частный музей с дорогим билетом за вход — 120 юаней (1100 рублей). Первый этаж — дорогая, качественно сделанная выставка неинтересного, на мой взгляд, художника Дэниэла Аршэма. В музейном магазине мерч его выставки занимает два больших (неужели?) зала из четырех. Второй этаж — Бойс. Третий этаж — выставка «Серьезные игры», посвященная работе художников с видеоиграми. Заканчивается музей магазином, как обычно. В Шанхае они сильно отличаются друг от друга по ассортименту, но в одном они схожи — они большие :) Возникло подозрение, что продажа товаров — это в принципе причина существования всех музеев. Выходишь из музея с третьего этажа через отель, где тоже висят и стоят работы. Дэмиен Хёрст, например, уже замечен второй раз, до этого его работы были замечены в ТЦ.
Shanghai Science and Technology Museum. БОЛЬШОЙ. С БОЛЬШИМ стеклянным шаром по центру. Магазины? А как же! Ты в принципе не можешь выйти из метро и попасть в музей науки, не миновав рынок жемчуга, одежды и т. д. Эскалаторы... Запомнился зал с роботом-рабочим, роботом-художником, роботом-пианистом, роботом-собирателем кубика Рубика, роботом — игроком в го. И путешествие, в которое я не отправилась, — путешествие на тележках вглубь пластикового человеческого организма. В пункте отправления стоит схема расположения органов, то есть план местности, получается. Рядом с пещерой за тремя бордовыми ширмами-альковами три зрителя в тишине смотрят видео. Над ширмами надпись Secret of Reproduction.
Почему в этом большом тексте почти ничего нет про еду? Потому что я практически ничего не ела. В Шанхае такое изобилие всего на свете (не только еды), что ничего просто не хочется.
Этот текст я записала в такси на пути к Цзиньси. Цзиньси — маленький, но не менее громкий!