меню

Выставка «De Profundis. Выставка уместного искусства»

Алексей Иорш. «Грек на коньках», 2021
На выставке «De Profundis. Выставка уместного искусства» содержательные аспекты территории Тамани стали функцией, породившей и форму, и приемы показа участвующих в экспозиции произведений — как собрания различных археологических находок, так как именно археологический контекст является средоточием культурно-идентификационных смыслов региона.

Местные нарративы строятся на аксиоме, что настоящее искусство то, что выкопано из земли и к нему можно приобщиться только на раскопках или же в музее. Такой подход подсказал оптимальное экспозиционное решение для проекта «De Profundis. Выставка уместного искусства»: одна часть выставки имеет вид экспозиции этнографического музея, другая — археологического лагеря с ямами раскопов.

В инсталляции «Раскоп» художники группы ХУ обыгрывают тезис, что нахождение вещи в «культурном слое» есть главный аргумент в пользу ее ценности, пригодный даже в случае, если эта вещь — современный ширпотреб.

Выкопанные из земли поделки (которые чаще всего являются современными подделками) объявляются плодом рук некогда живших здесь «иностранцев» — греков, генуэзцев, скифов . Расследованию продаж подобных «подлинных таманских сувениров» на «Авито» посвящена инсталляция Елены Колесниковой «Археорынок». В свою очередь «Пляжные находки» микро-арт-группы «Город Устинов» и предметы «Некрополя» группы ХУ выставляют художника не творцом, а собирателем чужих предметов.

Инсталляция Гриши Брускина «Коллекция археолога» — покрытые патиной бронзовые советские истуканы, — смотрятся в глубине раскопа как отечественная античность. Ирина Нахова также маскирует свои работы под находки археологов: те якобы сумели распознать в диспозиции костей животных знаменитые гексаграммы И-Цзин — доказательство буддистского и конфуцианского присутствия на полуострове. Другая инсталляция Наховой— скорченные захоронения уложенных в бочки огромных людей, о которых говорят локальные мифы.
9 июля - 26 сентября 2021

Гриша Брускин. «Коллекция археолога». Бронза. 2013. Фотографии проекта Гриши Брускина в «Ударнике»
Инсталляция группы ХУ «Надувные колонны» представляет собой руинированный портик античного храма — узнаваемого местного архитектурного декора. Каркас «Гондолы» группировки ЗИП напоминает об островном характере греческой провинции Тамани: сообщение между ее островами было летом налажено на узких длинных лодках. Зимой же греки передвигались по заливам на коньках (это отражено в логотипе выставки, сделанном Алексеем Иоршом по рассказам археологов).

Построенный из сухого камыша 32-колонный «Храм Весты» группы ХУ откликается на мнение, что Тамань — родина знаменитого античного ордера. Владимир Молочков изобразил панорамные виды станицы Голубицкой периода Римской и Османской империй. Цветущий турецкий город-крепость, каким была Голубицкая, запечатлел некий анонимный путешественник XVIII столетия в серии акварелей, созданных буквально накануне штурма поселения российскими войсками. Копии этих листов сделал к выставке Александр Мареев. В «Еврейском следе» — рисунках Алексея Кононенко и Алексея Иорша — рассказывается про этнос, от которого найдены пока лишь могильные плиты.
Группа ХУ. «Еврейский след. Менора». 2021
Все картины и графические листы размещены в выставочном зале, чья экспозиция напоминает типичный для этих мест этнографический музей. В центре выставлен огромный макет станицы Голубицкой, в разрезе представляющий ее наземную и подземную части.

В коллективной работе группировки ЗИП, Константина Звездочетова и Леонида Баталова, огромном макете станицы Голубицкой, в разрезе представляющий ее наземную и подземную части, можно увидеть послойное чередование великих цивилизаций, итогом которых стала пустотность безликого курорта. Единственный же памятник новейшей эстетики на выставке — минималистскую инсталляцию Петра Белого — можно не отличить от кучи строительного мусора. И лишь ее точный повтор на другом конце маршрута наведет на мысль об эстетических намерениях автора свалки стройматериалов.

Куратор — Андрей Ерофеев.

Участники выставки: Леонид Баталов, Петр Белый, Гриша Брускин, микро-арт-группа «Город Устинов», группировка ЗИП, Константин Звездочетов, Алексей Иорш, Елена Колесникова, Алексей Кононенко, Александр Мареев, Владимир Молочков, Ирина Нахова, группа ХУ.
Другие новости