меню

Выставка «De Profundis. Выставка уместного искусства»

Алексей Иорш. «Грек на коньках», 2021
На выставке «De Profundis. Выставка уместного искусства» содержательные аспекты территории Тамани стали функцией, породившей и форму, и приемы показа участвующих в экспозиции произведений — как собрания различных археологических находок, так как именно археологический контекст является средоточием культурно-идентификационных смыслов региона.

Местные нарративы строятся на аксиоме, что настоящее искусство то, что выкопано из земли и к нему можно приобщиться только на раскопках или же в музее. Такой подход подсказал оптимальное экспозиционное решение для проекта «De Profundis. Выставка уместного искусства»: одна часть выставки имеет вид экспозиции этнографического музея, другая — археологического лагеря с ямами раскопов.

В инсталляции «Раскоп» художники группы ХУ обыгрывают тезис, что нахождение вещи в «культурном слое» есть главный аргумент в пользу ее ценности, пригодный даже в случае, если эта вещь — современный ширпотреб.

9 июля - 24 октября 2021

Выкопанные из земли поделки (которые чаще всего являются современными подделками) объявляются плодом рук некогда живших здесь «иностранцев» — греков, генуэзцев, скифов . Расследованию продаж подобных «подлинных таманских сувениров» на «Авито» посвящена инсталляция Елены Колесниковой «Археорынок». В свою очередь «Пляжные находки» микро-арт-группы «Город Устинов» и предметы «Некрополя» группы ХУ выставляют художника не творцом, а собирателем чужих предметов.

Инсталляция Гриши Брускина «Коллекция археолога» — покрытые патиной бронзовые советские истуканы, — смотрятся в глубине раскопа как отечественная античность. Ирина Нахова также маскирует свои работы под находки археологов: те якобы сумели распознать в диспозиции костей животных знаменитые гексаграммы И-Цзин — доказательство буддистского и конфуцианского присутствия на полуострове. Другая инсталляция Наховой— скорченные захоронения уложенных в бочки огромных людей, о которых говорят локальные мифы.
Инсталляция группы ХУ «Надувные колонны» представляет собой руинированный портик античного храма — узнаваемого местного архитектурного декора. Каркас «Гондолы» группировки ЗИП напоминает об островном характере греческой провинции Тамани: сообщение между ее островами было летом налажено на узких длинных лодках. Зимой же греки передвигались по заливам на коньках (это отражено в логотипе выставки, сделанном Алексеем Иоршом по рассказам археологов).

Построенный из сухого камыша 32-колонный «Храм Весты» группы ХУ откликается на мнение, что Тамань — родина знаменитого античного ордера. Владимир Молочков изобразил панорамные виды станицы Голубицкой периода Римской и Османской империй. Цветущий турецкий город-крепость, каким была Голубицкая, запечатлел некий анонимный путешественник XVIII столетия в серии акварелей, созданных буквально накануне штурма поселения российскими войсками. Копии этих листов сделал к выставке Александр Мареев. В «Еврейском следе» — рисунках Алексея Кононенко и Алексея Иорша — рассказывается про этнос, от которого найдены пока лишь могильные плиты.
Все картины и графические листы размещены в выставочном зале, чья экспозиция напоминает типичный для этих мест этнографический музей. В центре выставлен огромный макет станицы Голубицкой, в разрезе представляющий ее наземную и подземную части.

В коллективной работе группировки ЗИП, Константина Звездочетова и Леонида Баталова, огромном макете станицы Голубицкой, в разрезе представляющий ее наземную и подземную части, можно увидеть послойное чередование великих цивилизаций, итогом которых стала пустотность безликого курорта. Единственный же памятник новейшей эстетики на выставке — минималистскую инсталляцию Петра Белого — можно не отличить от кучи строительного мусора. И лишь ее точный повтор на другом конце маршрута наведет на мысль об эстетических намерениях автора свалки стройматериалов.

Куратор — Андрей Ерофеев.

Участники выставки: Леонид Баталов, Петр Белый, Гриша Брускин, микро-арт-группа «Город Устинов», группировка ЗИП, Константин Звездочетов, Алексей Иорш, Елена Колесникова, Алексей Кононенко, Александр Мареев, Владимир Молочков, Ирина Нахова, группа ХУ.
О кураторе:
Андрей Ерофеев — российский искусствовед и куратор. С 1989 по 2002 год руководил сектором новейших течений в музее-заповеднике «Царицыно». За это время собрал коллекцию нонконформистского искусства, насчитывающую более 2000 произведений. С 2002 по 2008 год руководил отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. С 2008 г. Ерофеев работает в качестве свободного куратора и художественного критика. В 2016 году избран руководителем национальной российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA) . За собирательскую деятельность и пропаганду российского современного искусства награжден французским орденом «Рыцарь искусств и изящной словесности» и специальным призом за кураторские проекты в рамках премии «Инновация». Автор концепций, куратор и организатор более чем 50 выставок, среди которых: «В.Немухин. Грани формализма. Л.Мастеркова. Лирическая абстракция», Москва, Московский музей современного искусства; 2015 Post Pop: East meets West, Saatchi Gallery, Лондон, 2014; Breaking the Ice: Moscow Art 1960 – 1980s, Saatchi Gallery, Лондон, 2012; «Илья Кабаков. 10 персонажей», Москва, Третьяковская галерея, 2003; «В сторону объекта в рамках выставки: «В СССР и за его пределами», Музей Стеделик , Амстердам, 1990 г.

Об участниках:
Леонид Баталов — архитектор. После обучения в Московском Архитектурном Институте работал в архитектурном бюро в Чили, где позже устроился работать плотником на ферму в винном регионе страны. По возвращению в Россию принял участие в международных конкурсах и участвовал в нескольких архитектурных фестивалях со своими объектами, параллельно ведя частную столярную практику. Летом 2020 года он организовал исследовательскую лабораторию на базе учебного пространства Аудитория, установившую 5 арт-объектов в черте Москвы и спроектировавшую генплан развития эко-туристической зоны на подмосковной ферме Fermapark. Вместе с командой архитекторов Леонид построил летнюю библиотеку в рамках генплана. В настоящий момент Леонид участвует в организациях выставок, готовит свою коллекцию мебели, продолжает устанавливать арт-объекты на территории Москвы.

Петр Белый — художник, куратор, преподаватель. С 1994 года провел около 30 персональных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Милане. Входил в лонг-лист премии Кандинского в 2008–2010 годах в номинации «Проект года» (инсталляции «Библиотека Пиноккио, 2008; «Неясный свет», 2009; «Взрыв», 2010). Лауреат премии Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» за 2009 год (инсталляция «Тишина»). Лауреат Премии Сергея Курёхина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» за 2009 год (инсталляция «Тишина») и лауреат Премии «Инновация» за 2014 год в номинации «Куратор года» за выставку «СИГНАЛ». В 2017-2018 годах вошел в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет. Преподаватель Смольного института (Санкт-Петербург). Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Гриша Брускин — живописец, скульптор, автор объектов, инсталляций, мемуарист, эссеист. Заработал мировую известность в 1988 году — на первых торгах русского искусства Sotheby's в Москве его картина «Фундаментальный лексикон» была куплена за рекордную цену и сделала его одним из самых успешных русских художников на Западе: сейчас его работы, в которых сплетаются мифы о социализме и иудаизме, хранятся в главных музеях мира. В 1999-м создал монументальный триптих для обновленного здания Рейхстага в Берлине. Является членом жюри премии «Либерти», присуждаемой за укрепление культурных связей между Россией и США. Живет и работает в Нью-Йорке и Москве.

«Город Устинов» — участники микро-арт-группы родились в 1986 году, когда Ижевск назывался Устинов. С 2010 года живут и работают в перемещающемся городе Устинов, создавая его территорию. В 2021 году переименовались в Микротерриторию Город Устинов. Произведения представлены в российских и европейских частных собраниях, а также в коллекции Музея изящных искусств MSK, Гент, Бельгия. В 2018 году получили грант Музея современного искусства «Гараж» (Москва). Работали в российских и зарубежных арт-резиденциях. Номинанты «Премии Кандинского» (2019), лауреаты премии «Инновация» (2020).

Группировка ЗИП — российская художественная группа, созданная в 2009 году в Краснодаре. В группу входят художники Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины. Группировка ЗИП является основателем Краснодарского института современного искусства (КИСИ), независимого фестиваля уличного искусства «МОЖЕТ», арт-резиденции «Пятихатки» и сооснователем Краснодарского центра современного искусства «Типография».

Константин Звездочетов — представитель московского концептуализма, в 80-х участник группы «Мухомор». Живописец, график, автор литературных произведений. Создаёт ироничные, ёрнические сюжеты, связывая вместе образы массовой культуры, исторических, фольклорных, литературных персонажей. В его манере сочетаются лубок, восточная орнаментальность, журнальная карикатура. Участник Documenta (1992).

Алексей Иорш — художник, работает в жанре графической новеллы. В его работах актуальный контекст современности соединяется с личным опытом наблюдения. Используя минимум выразительных средств, расставляя цветовые и текстуальные акценты, достигает пронзительности образов. Участник Триеннале российского современного искусства (2017).

Елена Колесникова — художница, занимается исследованием жилых пространств и архитектуры как среды, создавая графику, объекты, социальные скульптуры и перформансы. Участница коллективных выставок в Краснодаре, Новороссийске, Москве и других городах. Победительницей конкурса Present Continuous (2021), объявленного Музеем современного искусства в Антверпене (M HKA) и фондом V–A–C. Награды удостоена ее работа «Кооператив "Восход"», посвященная художественному переосмыслению фрагмента постсоветского наследия — гаражных кооперативов. Живёт и работает в Геленджике.

Александр Мареев — живописец, график, автор перформансов. Член группы «Облачная комиссия». Использует графические приёмы, часто главным средством выразительности становится точная каллиграфическая линия или растушеванное пятно. Образность основана на цитировании приёмов живописи и графики предшествующих эпох. Основные сюжеты — пейзаж, портрет, ботанические зарисовки.
Владимир Молочков — живописец, с 2013 года — член Творческого союза художников России и Международной федерации художеств. 2015 году Владимир Молочков стал почетным академиком Российской Академии Художеств (РАХ). В 2016 году работа Молочкова «Сволочи» была продана на лондонском аукционе Bonhams за 62,5 тысяч фунтов стерлингов. Эта картина стала лидером среди произведений живописи отечественных художников этого аукциона.

Ирина Нахова — художница. Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций, в которых используются всевозможные виды искусства, техники и материалы — фото, видео, аудио, объекты, настенные росписи, коллажи, лайтбоксы, надувные скульптуры и т.п. С 1989 года провела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Барселоне, Зальцбурге, Нью-Йорке, Чикаго и других городах Европы и США, в том числе: Probably Would 1 (Nailya Alexander Gallery, Нью-Йорк, 2005). Moscow Installation (Karlsruhe Kunstlerhaus, Карлсруэ, 2006). Trip (XL Галерея, Москва, 2006). Disagreeable Matters — Disarming Icons (Windows at Kimmel Center, New York University, Нью-Йорк). Зона неразличения (XL Галерея, Москва, 2008). Disconnected (Открытая галерея, Москва, 2009). Irina Nakhova and Pavel Pepperstein: Moscow Partisan Conceptualism (Orel Art, Лондон, 2010). Комнаты (Московский музей современного искусства, 2011). В 2015 году представляла Россию на Венецианской биеннале современного искусства (экспозиция «Зеленый павильон»). С 1992 года живет и работает в Нью-Джерси, США, и в Москве.

Группа ХУ (художественное уединение) — концерн художников, музыкантов и архитекторов. Создан во время первой пандемической волны на фоне атомизации художественной жизни, в противовес индивидуалистским стратегиям. Группа предпочитает работать на свежем воздухе, стараясь избегать галерейных непроветриваемых пространств.

Участники: Ольга Петруненко, Ирина Корина, Алексей Кононенко (Обледенение архитекторов), Илья Вознесенский (Обледенение архитекторов), Олег Елисеев (группа ЕлиКука), Евгений Куковеров (группа ЕлиКука)
Другие новости