Это хорошо известная политически левая позиция, которая задействует марксистский классовый анализ, чтобы продемонстрировать, что элиты везде одинаковы и преследуют только собственные интересы. Для удержания власти они конструируют конфликты, которые раскалывают людей вдоль искусственных линий разделения и вынуждают их бороться друг с другом, вместо того чтобы взять власть в свои руки. И действительно, мировые элиты сегодня не так уж сильно отличаются друг от друга, как часто хотят продемонстрировать. Россия стремится выглядеть более культурно самобытной, Китай — более социалистическим, а США — менее тоталитарными, чем они являются на самом деле. Но все они движутся в одном направлении — в сторону сочетания очень жестких методов управления с высокими технологиями, неолиберальной экономикой и культурным консерватизмом. Возможно, что нео-Китай, который гиперверовательно грядет, согласно формуле Ника Лэнда, это не локальный кошмар Гонконга, приходящий со стороны Пекина, но некий новый универсальный тип эффективного государства, приходящий из будущего. Кажется, что в мире все еще достаточно места для критической универсалистской позиции, хотя она и не очень популярна в современном Гонконге.
Любой локализм — это гео-фикция, которая инициирует магию трансфигурации мира и которая, как любая радикальная перемена, неизбежно сопровождается сильной апокалиптической и религиозной чувственностью. Эта одержимость преображением мира вызывает геополитическую креативность посредством объединения политики, воображения и религиозного сознания. По словам Ника Ланда, «Нео-Китай грядет» (Neo-China arrives from the Future) — можно считать это формулой любого локализма, воплощающего себя через гео-фикции. «Нео-Гонконг грядет» через активность гонконгских локалистов. На самом деле, именно так формировались нации и новые государства в Новое время.
Но в нативистской одержимости достаточно легко забыть, что все части мира взаимосвязаны и что невозможно построить процветание одной из его частей в отрыве от остальных. По меньшей мере это будет несправедливо и не продлится долго. Чтобы сделать это возможным, нужно изменить мир полностью. И это другая разновидность преображающей позиции, которую гонконгкский художник и активист Ли Чун Фун (Lee Chung Fung) демонстрирует в своем фильме «Границы», где Гонконг разделен большой стеной на две части: северную под управлением Пекина и южную — независимую, но находящуюся под британским надзором. Южная часть испытывает серьезный экономический кризис, и люди пытаются мигрировать в северный Гонконг, где их воспринимают как саранчу. Граждане обеих частей так увлечены взаимной враждой, что не видят главного врага — собственных элит: ведь и в южном, и в северном Гонконге у власти находятся олигархи. Ли Чун Фун завершает фильм цитатой из У Чжун Сяня (Wu Zhong Xian) — троцкиста и политического активиста 1970-х: «почему бы не подняться и не попытаться прорваться сквозь темные сети, чтобы создать наше идеальное общество?».