меню

Выставка Михаила Максимова «Абортивная Археология/Abortive Archaeology vs Lossless Archaeology/Бережная Археология»

Михаил Максимов. Абортивная археология. Видео. 2021
Фонд искусства «Голубицкое» представляет проект Михаила Максимова «Абортивная Археология/Abortive Archaeology vs Lossless Archaeology/Бережная Археология», посвященный размышлениям о возможности бережного отношения к археологическим памятникам и идее «устойчивой археологии».

В XXI веке археология отчасти столкнулась с кризисом собственной идентичности — из романтической профессии первооткрывателей она стала одним из инструментов промышленного освоения человеком планеты. Лопата археолога помогает изучать историю человечества, но полностью исследованный памятник прекращает своё существование. Его ресурс конечен. Изучение кургана или поселения до материка (условной поверхности 0) означает полное уничтожение и недоступность для потомков — он остаётся в виде чертежей, фотографий, научных статей и 3D-моделей. Дискуссии о необходимости изучать всё, что кажется привлекательным, и методах постоянно ведутся археологами, и консенсуса по этому вопросу пока нет.

Археологический памятник — это ограниченный ресурс, подземный депозит бесценной информации, который стоит оставить для будущего, если ему не угрожает скорое разрушение. В будущем не будет нужды его копать — будут более совершенные методы получения информации, утверждают одни. Сегодня угрозу прошлому составляют промышленная деятельность, неграмотные археологические раскопки, но также и люди с металлоискателями, работающие на рынок коллекционеров древностей (Фаган, ДеКорс, 2007: 46–47). Нужно их опередить, уверены другие. Вместе с тем последние 50 лет идёт стремительное развитие неразрушающих (неинтрузивных) методов в археологии (рентгенофлуоресцентный метод, рентгенография, применение ГИС и данных дистанционного зондирования, геофизические методы) — всё это вселяет некоторый технооптимизм.

Участник программы арт-резиденции Фонда искусства «Голубицкое» художник Михаил Максимов во время своего пребывания на Тамани посещал археологические музеи и раскопы и решил поставить вопрос о «благотворной возможности ненахождения некоторых археологических памятников».

Он объясняет это так: «Чаще всего для ученых находка древнего предмета представляется удачей, и с этого момента часто начинается самоотверженный процесс "спасения" объекта (который всё это время мог благополучно находиться внутри планеты, заботливо укрытый почвой). Хочется поставить вопрос об уместности извлечения архитектурных памятников, учитывая стремительное развитие методов анализа, цифрового сканирования, ДНК-тестов и прочее. [...]

В связи с этим я выполнил трехчастное видео, где сравнил археологическую работу с работой акушера, удаляющего плод раньше срока и использующего медицинские инструменты, специально созданные для его разрушения. В работе я использовал находки основных археологических музеев Тамани, произведя их 3D-сканирование. Также мной были использованы видео, фиксирующие самые недолговечные археологические находки — детские песочные замки пляжей Азовского моря».

11 декабря 2021 — 6 февраля 2022 года
#МихаилМаксимов
О художнике:

Михаил Максимов — художник, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Максимов исследует возможности картирования потенциальных реальностей. При помощи программных технологий и видеоигр он создает сценарии, в которых воплощаются идеологические и философские теории, — так он тестирует возможные миры.

Применяя цифровой интерфейс в качестве посредника между производителем и потребителем, Максимов использует «трансмедийное повествование», форму нарратива, охватывающую разные форматы — от кино до инсталляций и приложений для смартфона. Максимов считает, что если реальность служит моделью для игр, то анимация и интерактивная графика также могут быть задействованы для изменения реальности.

Избранные выставки:

  • персональная выставка «Непрерывный Ответ», Музей Сидура, Москва (2021),
  • персональная выставка «Экстракция человечности», ЦТИ «Фабрика», Москва (2018),
  • интерактивная видеоинсталляция «Ограждения» Burning News, Hayward Gallery, Лондон(2014).

Михаил Максимов — победитель фестиваля ультракороткого фильма ESF (2012), Международного Каннского видеофестиваля (2015) в номинации Best Russian Short, кинофестиваля «Дух Огня» (2018) — приз «Золотая Тайга». Участник биеннале «Манифеста 10», кинофестиваля в Локарно (2018), Рижской биеннале (2020) и Венецианской Архитектурной биеннале (2021). Работы Михаила находятся в музеях ГЦСИ, МАММ и в частных коллекциях.

Живет и работает в Москве.


Михаил Максимов
Другие новости